Взяточничество является одной из наиболее острых проблем в многих странах мира. Оно вызывает серьезные социальные, моральные, экономические и политические проблемы, негативно влияет на деятельность государственных органов, препятствует развитию и убивает конкуренцию.
Из-за коррупции мировая экономика теряет 2,6 трлн долларов,
что составляет более пяти процентов глобального ВВП (из послания Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриш в 2018 году по случаю Международного дня борьбы против коррупции).
Правительства стран принимают различные государственные программы по борьбе с коррупцией, однако результаты не слишком утешительные.
Согласно Индексу восприятия коррупции (Corruption Perception Index)
за 2018 год, который рассчитывается по шкале от 0 (крайне высокий уровень восприятия коррупции) до 100 (крайне низкий), более 2/3 государств мира получили балл ниже 50, а средний балл равен – 43. То есть, все ещё наблюдается неспособность большинства стран контролировать коррупцию.
Значительным шагом в борьбе против коррупции на глобальном уровне можно считать появление международного стандарта ISO 37001:2016 «Системы менеджмента противодействия коррупции – Требования
и рекомендации по применению».

Что такое ISO 37001:2016?
ISO 37001:2016 – международный стандарт, содержащий международную модель построения в организации результативной системы противодействия коррупции. Он является реальным международным стандартом, описывающим полноценную антикоррупционную систему управления в организации.
ISO 37001:2016 определяет требования и предоставляет руководящие указания для разработки, внедрения, поддержания, анализа и улучшения системы управления противодействия коррупции.
Разработкой стандарта занимался специально созданный рабочий комитет ISO/PC 278 «Anti-bribery management systems», в работу которого были вовлечены 80 экспертов из 44 стран.
ISO 37001:2016 касается следующих явлений, связанных
с деятельностью организации:

  • взятки в государственных, частных и некоммерческих сегментах;
  • взятки, вымогаемые организациями;
  • взятки, вымогаемые сотрудниками организации, действующими
    от имени организации или в ее пользу;
  • взятки, вымогаемые деловыми партнерами организации, действующими от имени организации или в ее пользу;
  • подкуп организаций;
  • подкуп сотрудников организации, связанный с деятельностью организации;
  • подкуп деловых партнеров организации, связанный с деятельностью организации;
  • подкуп напрямую или через кого-то (например, взятка, предлагаемая
    или принимаемая через третье лицо или третьим лицом).
    ISO 37001:2016 нацелен на формирование системы управления противодействия коррупции абсолютно в любых юрисдикциях, в любых секторах и отраслях (государственная, частная или некоммерческая организация и т.д).
    Следует отметить, что данный стандарт внедрён Правительством Малайзии и показал хорошие результаты, как в государственном,
    так и частном секторе. Также в Сингапуре и Китае данный стандарт используется в государственном секторе, а в Индонезиии и Тайланде –
    в частном секторе.
    Один из крупнейших компаний мира Microsoft одним из первых крупных компаний США прошёл сертификацию по стандарту ISO 37001:2016.

Почему важно внедрение в организации ISO 37001:2016
Не секрет, что руководитель крупной организации не может контролировать каждого сотрудника. Для этого нужна система.
ISO 37001:2016 поможет организациям разработать, внедрить, поддерживать и улучшать системы антикоррупционного управления, независимо от страны, в которой они работают.
Внедрение системы управления по данному стандарту позволит руководителю организации не беспокоиться о добросовестности каждого сотрудника, поскольку это будет контролироваться системой. В результате внедрения системы организация будет работать как слаженный механизм,
в котором правильный процесс дает правильный результат.
Важно отметить, что ISO 37001 содержит не только четкие требования
к системе противодействия коррупции, но и руководящие указания
к построению такой системы, что значительно упрощает процесс внедрения требований с систему управления организацией.

Внедрение системы будет способствовать:

  • получению информации о фактах коррупции в государственных органах при осуществлении административных процедур, государственных услуг и закупок;
  • сбору и анализу информации о состоянии и тенденциях коррупции
    в разрезе центральных аппаратов и региональных структур;
  • осуществление мониторинга состояния и тенденций коррупции
    в разрезе госорганов, отраслей, регионов и типов коррупции;
  • созданию единой системы и базы данных по сообщениям граждан, сотрудников, а также антикоррупционному обучению и повышению квалификации по добропорядочности на государственной службе.

Требования к сертификации по ISO 37001:2016
Для получения сертификата противодействия коррупции необходимо разработать и внедрить систему, а также пройти независимый аудит, который подтверждает соответствие внедренной системы требованиям стандарта.
Международный стандарт ISO 37001 требует от организации осуществления ряда мероприятий:

  • разработка антикоррупционной политики;
  • назначение лиц(а) для наблюдения за соблюдением антикоррупционных мер;
  • обучение персонала;
  • проведение оценки коррупционных рисков;
  • осуществление финансового и коммерческого контроля, ведение отчетности и т. п.
    В числе основных требований стандарта необходимо отдельно указать создание антикоррупционной службы, наделенной полномочиями
    и ответственностью. Антикоррупционная служба должна быть обеспечена адекватными ресурсами, а назначенные лица должны быть наделены соответствующим статусом, полномочиями и независимостью. Служба должна иметь прямой и быстрый доступ к высшему руководству, когда есть необходимость рассмотреть на высшем уровне какой-либо вопрос или проблему, связанную с коррупцией или с системой управления противодействия коррупции.
    Также, в отношении всех должностей, уровень риска которых выше низкого, а также специалистов антикоррупционной службы, организация должна внедрить процедуры, которые предусматривают:
  • проведение комплексной проверки лиц до их приема на работу,
    до перемещения или повышения по должности, для выяснения обоснованности приема и перемещения этих людей, и уверенности в том, что они будут соответствовать антикоррупционной политике и требованиям системы управления противодействия коррупции;
  • периодический анализ премиальных показателей, целевых показателей
    и других стимулирующих элементов оплаты труда для подтверждения того,
    что имеются достаточные меры их защиты для предотвращения коррупции;
  • персонал, высшее руководство и управляющий орган (если имеется) заполняют декларацию через определенные периоды времени, продолжительность которых устанавливается исходя из выявленных коррупционных рисков, подтверждая свое соответствие антикоррупционной политике.
    Для соответствия стандарту организация должна обеспечить адекватную и достаточную осведомленность и обучение персонала. Подобное обучение должно предусматривать, при необходимости, следующие вопросы:
  • антикоррупционная политика организации, процедуры и система управления противодействия коррупции, а также обязательства персонала соответствовать им;
  • коррупционные риски и ущерб от них для персонала и организации;
  • обстоятельства, при которых может произойти попытка коррупции, связанные с исполнением своих обязанностей, и как распознать
    эти обстоятельства;
  • как распознать и реагировать на попытки вымогательства
    или предложения взятки;
  • как они могут помочь предупредить и избежать взяточничества,
    а также распознать ключевые индикаторы коррупции;
  • их вклад в результативность системы управления противодействия коррупции, включая поощрения улучшения антикоррупционных показателей
    и сообщения о подозрении на взятку;
  • осложнения и потенциальные последствия невыполнения требований системы управления противодействия коррупции;
  • как и кому они могут сообщить о любом подозрении;
  • информацию о доступном обучении и ресурсах.
    Также организация должна внедрить процедуры, разработанные
    для предотвращения предложения, предоставления или принятия подарков, знаков признательности, пожертвований и подобных видов поощрений
    в случаях, где предложение, предоставление или принятие таковых расценивается или может обоснованно расцениваться как взятка.
    В целях обеспечения расследования и принятия мер в отношении коррупции в стандарте прописаны процедуры, которые также следует принять и внедрить. В частности, расследование должно проводиться сотрудниками,
    и информация должна предоставляться сотрудникам, которые не связаны
    с должностью или функциями, в отношении которых проводится расследование.

Заключение.
Внедрение стандарта ISO 37001:2016 может стать эффективным инструментом в противодействии против коррупции для государственных органов Узбекистана, которые ставят своей целью повышение добропорядочности своих сотрудников, минимизацию правонарушений, построение прозрачной и эффективной для населения системы государственных услуг.
Получением сертификата ISO 37001:2016 государственный орган
и любая другая организация может продемонстрировать своим партнерам, государственным органам и иным заинтересованным сторонам, что она предпринимает приемлемые и соизмеримые меры для предупреждения, обнаружения и принятия мер против коррупции в соответствии
с международными стандартами.

А.Мадаминов
Исследовательский институт правовой политики
при Министерстве юстиции РУз

Javob qoldiring